Министерство образования Республики Беларусь
Комитет по образованию Мингорисполкома

Учреждение образования

Минский государственный
профессионально-технический колледж
декоративно-прикладного искусства
им. Н.А. Кедышко

  • г. Минск, ул. Сурганова, д.45, корп. 3
  • (017)2924355, (017)2926212
  • ptk-dpi@minsk.edu.by

Меню раздела

Колледж в лицах

Панкевич Никита Романович

Панкевич Никита Романович

Мастер производственного обучения

Подробнее...
Махвич <br />Александр Владиславович

Махвич
Александр Владиславович

Заместитель директора по производственному обучению

Подробнее...
Сологубова <br />Татьяна Леонидовна

Сологубова
Татьяна Леонидовна

заместитель директора по учебной работе

Подробнее...
Зыкович Ирина Леонидовна

Зыкович Ирина Леонидовна

Заведующий отделением дополнительного образования взрослых

Подробнее...
Власенко Светлана Александровна

Власенко Светлана Александровна

Преподаватель общеобразовательного компонента

Подробнее...
Суша Руслан Григорьевич

Суша Руслан Григорьевич

Преподаватель общеобразовательного компонента

Подробнее...
Якубович <br />Тамара Викторовна

Якубович
Тамара Викторовна

Заведующий строительным отделением

Подробнее...

Газета "Фрески"

Выпуск 42

Выпуск 42

Подробнее...
Выпуск 41

Выпуск 41

Подробнее...
Выпуск 40

Выпуск 40
PDF, 13,5 МБ

Подробнее...
Выпуск 39

Выпуск 39
PDF, 13,4 МБ

Подробнее...
Выпуск 38

Выпуск 38
PDF, 10,7 МБ

Подробнее...

«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность её источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (Павел Астахов).


Виртуальная угроза, подстерегающая детей в Интернете, становится более опасной, чем очевидные опасности, от которых мы пытаемся защитить наших детей.

Оставить ребёнка в Интернете без присмотра – всё равно, что оставить его одного в большом городе. Детское любопытство или случайный клик по интересной ссылке легко уведут его на опасные сайты.

Родители! Научите своего ребенка использовать Интернет в качестве инструмента для самопознания и источника информации, необходимой для успешного существования в социуме!

С 4 апреля 2016 г. вступили в силу изменения и дополнения уголовного законодательства, которые относятся к возрасту наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. За хищение с помощью компьютерной техники (статья 212 УК) и уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья 415 УК) наказывают теперь с 14 лет, а не с 16, как раньше. Напомним, что Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» был подписан 5 января 2016 г.

Обратившись за помощью к заместителю начальника 3-го отдела управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД Олегу Слепченко, разберемся в тенденциях подростковой киберпреступности в стране и мире.

Хакер нынче не тот

Лицо современного хакинга, уверен Олег Слепченко, уже не то, что раньше. «Мы видим тенденцию: киберпреступность молодеет, а хакинг уже лет 20 как коммерциализировался. Взлом чужих компьютеров и сетей перестал быть этаким альтруистическим действом», – констатирует он.

Специалист уверен: прошли те времена, когда так называемые «белые» хакеры из робингудских побуждений или на интерес взламывали закрытые информационные системы, выискивая и предавая огласке их уязвимые места – и тем самым помогая службам внутренней безопасности делать защиту этих систем более изощренной и надежной.

Сейчас принято стремиться разбогатеть любой ценой. Призрак Цукерберга бродит по интернету, шутит он, не давая покоя желающим озолотиться на удачной идее или просто малыми усилиями заработать большие деньги. А ведь если вспомнить, с чего начинали свой путь к успеху нынешние воротилы IT из списка Forbes, окажется, что многие сами в подростковом возрасте были не прочь запустить ловкие пальчики в чужой компьютерный код.

Не без кибергреха в юности, например, глава Microsoft Бил Гейтс или сооснователь WhatsApp Ян Кум. А в числе «белых» хакеров называют создателя ОС Linux Линуса Торвальдса и изобреталя World Wide Web (WWW) Тима Бернерса-Ли.

Предотвратить, а не осудить

«Для молодежи сегодня очень важно разбогатеть быстро, желательно никуда не выходя, – говорит Олег Слепченко. – Для этого интернет – самое подходящее место».

Интернет действительно открывает массу путей заработать, легальных и не очень. И при этом создает обманчивое ощущение безнаказанности. При том, что сегодня подростки 14-15 лет разбираются в интернет-технологиях получше своих родителей, не удивительно, что специалисты из управления «К» отмечают тенденцию – преступления в интернете помолодели, и Беларусь не исключение.

Олег Слепченко называет снижение возраста наступления уголовной ответственности за киберпреступления (инициированное, к слову, Генеральной прокуратурой) своего рода упреждающим заслоном, призванный отпугнуть юных «хакеров» и заставить их лишний раз задуматься об ответственном поведении в интернете. «Когда мы соглашались с этой инициативой, именно такими доводами и руководствовались», – поясняет специалист.

По следам преступлений

Первым осужденным в США хакером-подростком называют Джонатан Джеймса, которому ко времени начала следствия исполнилось 16 лет. Любопытно, как обстоит дело в нашей стране. Мы попросили Олега Слепченко припомнить самые яркие примеры преступлений с помощью компьютерной техники, совершенных несовершеннолетними, за 10 последних лет.

И он рассказал, как в 2011 году школьника из Березино вовлекли в преступную схему по отмыванию денег. В ней были задействованы sim-карта, которую подросток оформил на отчима, а также балансовый счет, на который поступали деньги. За них он приобретал внутреннюю валюту в социальной сети ВКонтакте и перепродавал ее за наличные. Примечательно, что прежде чем быть вовлеченным в преступную схему, подросток сам активно искал способы быстрого и легкого заработка в интернете, о чем не раз писал на форумах.

За несколько лет до этого, спустя некоторое время после теракта 11 сентября в США, двенадцатилетний мальчик, юное компьютерное дарование, создал якобы официальный сайт, на котором принимал благотворительные средства в поддержку жертв теракта. Обналичить поступившие средства мальчик не успел – попал в поле зрения правоохранителей. Правда, в силу возраста правонарушителя те ограничились профилактической беседой.

И как тут не вспомнить Сергея Павловича, известного в стране и за рубежом кардера, чья группа в начале 2000-х годов «заработала», по различным оценкам, до 15 миллионов долларов на перепродаже дампов (информации по банковским картам). Тогда фигуранты дела едва достигли совершеннолетия, но можно предположить, что они начали свою деятельность на несколько лет раньше, чтобы к такому возрасту приобрести достаточный опыт и мастерство. К слову, сейчас Сергей Павлович снова отбывает наказание уже по другому делу, также связанному с преступлениями в сфере высоких технологий.

Вместо послесловия

Милиция не ставит целью увеличить показатели по задержанным за киберпреступления подросткам, уверяет Олег Слепченко. Но то, что в мире и в Беларуси преступления с помощью компьютерной техники все чаще совершают несовершеннолетние, требует предупредительных мер. В данном случае статья Уголовного кодекса – именно такая превентивная мера. Пускай по новой норме вовсе не окажется привлеченных к уголовной ответственности подростков – значит, тем самым она отлично сработает, считает он.

Какие ещё опасности для детей таятся в Интернете

Явные опасности

Порнография, пропаганда насилия, экстремизм (пропаганда взглядов и учений), агрессия, кибербуллинг (нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, соцсетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи), киднеппинг (похищение детей). К сожалению, в Интернете этого много. Социальные сети, форумы, чаты – всё это позволяет свободно вливать в детские умы подобную информацию, нанося непоправимый ущерб психике.

Опасные молодёжные течения

Подросший ребёнок будет обращаться в сфере его возрастной группы, которая часто так и называется – сложный возраст. Сайты всевозможных фанатов, социальные сети, объединяющие людей с неуравновешенной психикой в разного рода группы депрессивных течений и группы суицидальной направленности, толкают порой детей к суициду (буллициду) – всё это нужно заблокировать для ребёнка. Также опасение вызывает тот факт, что ряд экстремистских групп используют Интернет для распространения своих идей, пропаганды насилия в отношении национальных меньшинств и иммигрантов.

Наркотики, алкоголизм

Мы говорим нашим детям о том, что алкоголизм – это страшная болезнь, а наркотики убивают, но мы не говорим о том, что они вызывают чувство временной эйфории и что именно в этом кроется опасность. Это наша ошибка. Будьте уверены: об этом они узнают от сверстников, прочитают в Интернете, и тогда беда застанет их врасплох. Не допустите, чтобы ложь опередила вас, найдите время и нужные слова, чтобы верно пояснить проблему.

Секты. Следите за тем, с кем и на каких сайтах общается ребёнок в Сети. Проверяйте сообщества, форумы, чаты и сразу блокируйте подозрительные из них. Сектанты - вербовщики всегда принимают облик друзей и обещают что-то хорошее – разберитесь в вопросе сами, насколько это возможно. И помните! Всякое дерево познаётся по плодам. Не позволяйте встречаться с незнакомыми виртуальными собеседниками.

Вирусы, трояны, обманщики

Помимо опасностей человеческих, есть ещё опасности чисто технические. Заблудившись в Сети, очень легко заразить компьютер вредоносными программами, которые могут добавить вам головной боли: кража паролей и прочей конфиденциальной информации, спам от вашего имени, хулиганство, вымогательство, угрозы – всё это может быть плодами вирусов.

Интернет-магазины

Сейчас развелось множество различных сайтов, предлагающих огромный ассортимент различного вида товара: от дисков до компьютера последнего поколения. К сожалению, в погоне за количеством, теряется качество, а методы привлечения клиентов у многих Интернет-магазинов давно уже вышли за рамки законов и совести. Вам могут запросто прислать подделку или вовсе оставить ни с чем.

Кто-то скажет – если целиком оградить ребёнка от всего этого, то он окажется неподготовленным к жизни и сильно пострадает, столкнувшись один на один с жестокой реальностью. Это очень опасное заблуждение.

Вы никогда не сможете оградить ребёнка от мира целиком. Поверьте, он в достаточной мере получит контакт с враждебной внешней средой в школе, на улице, со сверстниками и даже по телевизору. Если и в семье ребёнок не увидит стремления к чистым и светлым принципам, то как же он сделает правильный выбор в будущем? Помните! Оградить ребёнка от всего чистого и светлого – ничего не стоит. Достаточно просто ничего не делать.

Рекомендации по медиабезопасности

Пункт 1:

         Как можно больше общайтесь со своим ребенком, чтобы избежать возникновения Интернет-зависимости. Приобщайте ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми. Запомните! Не существует детей, которых бы не интересовало ничего, кроме компьютера. Помните! «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

Пункт 2:

Существуют определенные механизмы контроля пользования Интернетом, например:

  • размещать компьютер в общих комнатах, или быть рядом, когда дети пользуются Интернетом
  • совместное с ребенком пользование Интернетом
  • устанавливать специальные системы фильтрации данных,самостоятельно закрывающие доступ к определенной информации. Критерии фильтрации задает взрослый, что позволяет устанавливать определенное расписание пользования интернетом

Например, в состав браузера Internet Explorer входит модуль "Ограничение доступа" (Content Advisor) – Сервис | Свойства обозревателя | Содержание (Tools | Internet Options | Content ).

Также к перечисленным программам по контролю Интернета можно добавить: NetPolice, K9 Web Protection, КиберПапа, функции родительского контроля, которые есть в большинстве антивирусов, детский браузер Гогуль, Чистернет.

Пункт 3:

Возможные Соцсети, в которых могут сидеть Ваши дети – это Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Фотострана, MySpace. Также обратите внимание на ресурс «Мой Мир» на почтовом сайте Мail.

При общении в Сети у ребенка завязываются виртуальные отношения с новыми «знакомыми» и «друзьями», которые кажутся безобидными, поскольку Интернет-друг является как бы «ненастоящим». Предупредите своего ребенка, что под именем «нового друга» может скрываться мошенник или извращенец. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпреследованием и киберунижением, доставляя объекту травли множество страданий.

Пункт 4:

Научите детей не оставлять в публичном доступе личную информацию: контакты, фото, видео. Запомните принцип Интернет: «Все, что вы выложили, может быть использовано против вас». Желательно оставлять только электронные способы связи. Например, специально выделенный для подобного общения е-mail или номер icq.

Пункт 5:

Станьте «другом» Вашего ребенка в Соцсетях. Это Вам поможет контролировать виртуальные отношения ребенка с новыми «знакомыми» и «друзьями». Объясните ему, что Другом должен быть только тот, кто хорошо известен.

Пункт 6:

Контролируйте время, которое Ваш ребенок проводит в Интернете. Длительное времяпрепровождение в Сети может быть связано с «заигрываниями» со стороны педофилов, особенно в блогах, социальных сетях.

Пункт 7:

Несмотря на моральный аспект, периодически читайте электронную почту ребенка, если вы видите, что после прочтения почты Ваш ребенок расстроен, растерян, запуган.

Пункт 8:

Главное средство защиты от мошенника, педофила – ребенок должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными. То есть – никаких встреч в реальном мире с теми друзьями, которых он обрел в Интернете. По крайней мере, без родительского присмотра.

Пункт 9:

Средство защиты от хамства и оскорблений в Сети – игнорирование пользователя - ни в коем случае не поддаваться на провокации. Объясните ребенку, как пользоваться настройками приватности; как блокировать нежелательного «гостя»: добавить пользователя в «черный список», пожаловаться модератору сайта.

Пункт 10:

Избежать неприятного опыта с покупками в Интернет-магазинах можно, придерживаясь нескольких правил: проверьте «черный список», читайте отзывы в Интернете. Вас должна насторожить слишком низкая цена товара, отсутствие фактического адреса и телефона продавца на сайте, стопроцентная предоплата.

Пункт 11:

Для защиты компьютера от вирусов установите специальные для этого программы и периодически обновляйте их. Объясните ребенку, что нельзя сохранять на компьютере неизвестные файлы, переходить по ссылкам от незнакомцев, запускать неизвестные файлы с расширением *exe, так как большая вероятность, что эти файлы могут оказаться вирусом или трояном.

ГЛОССАРИЙ

Медиаграмотность – грамотное использование инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.

Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества.

Информационная безопасность (медиабезопасность) детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе - распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Интернет-зависимость (как вид нехимичесокой зависимости) – это навязчивая потребность в использовании Интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, проявлении депрессии, нарастании социальной изоляции. Происходит социальная дезадаптация, нарушаются значимые общественные связи.

21.11.2019

19 ноября 2019 года состоялся семинар «От авторского детского мультфильма к инженерному мышлению и исследовательской компетентности»

Подробнее...

21.11.2019

20 ноября 2019 года состоялись обучающие курсы по теме «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством проектно-игровой деятельности»

Подробнее...

20.11.2019

19.11.2019 г. прошло заседание городского методического объединения по теме «Информационная культура как фактор социальной защищенности личности в информационном обществе»

Подробнее...

18.11.2019

19 ноября 2019 года состоится семинар «От авторского детского мультфильма к инженерному мышлению и исследовательской компетентности»

Подробнее...

16.11.2019

Завершается осенний этап интернет-проекта «Интеллектуальный марафон по математике «Школа гениев» для учащихся V-VIII классов

Подробнее...