Министерство образования Республики Беларусь
Комитет по образованию Мингорисполкома

Учреждение образования

Минский государственный
профессионально-технический колледж
декоративно-прикладного искусства
им. Н.А. Кедышко

  • г. Минск, ул. Сурганова, д.45, корп. 3
  • (017)2924355, (017)2926212
  • ptk-dpi@minsk.edu.by

Меню раздела

Колледж в лицах

Якубович <br />Тамара Викторовна

Якубович
Тамара Викторовна

Заведующий строительным отделением

Подробнее...
Шедь Оксана Константиновна

Шедь Оксана Константиновна

Преподаватель общеобразовательного компонента

Подробнее...
Коновалова Екатерина Александровна

Коновалова Екатерина Александровна

Преподаватель общеобразовательного компонента

Подробнее...
Суша Руслан Григорьевич

Суша Руслан Григорьевич

Преподаватель общеобразовательного компонента

Подробнее...
Абакунчик Ксения Викторовна

Абакунчик Ксения Викторовна

Мастер производственного обучения

Подробнее...
Стракович Алина Ивановна

Стракович Алина Ивановна

Преподаватель профессионального компонента

Подробнее...
Власенко Светлана Александровна

Власенко Светлана Александровна

Преподаватель общеобразовательного компонента

Подробнее...

Наши достижения

Газета "Фрески"

Выпуск 40

Выпуск 40
PDF, 13,5 МБ

Подробнее...
Выпуск 39

Выпуск 39
PDF, 13,4 МБ

Подробнее...
Выпуск 38

Выпуск 38
PDF, 10,7 МБ

Подробнее...
Выпуск 37

Выпуск 37
PDF, 3,49 МБ

Подробнее...
Выпуск 36

Выпуск 36
PDF, 2,25 МБ

Подробнее...

РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

Употребление ПАВ (психоактивных веществ), к коим относятся даже средства бытовой химии, приводят (помимо ожидаемых зависимыми лицами изменений) еще к тем или иным видимым для окружающих изменениям. Таковыми могут быть следующие симптомы:

  • зуд носа и лица, отечность лица, сужение или расширение зрачков глаз,
  • покраснение лица или его бледность, потливость, слюнотечение,
  • учащение или урежение сердцебиения или/и дыхания, сердечные аритмии, снижение или повышение артериального давления, сухость во рту и носоглотке,
  • повышение аппетита, жажда, вялость, сонливость, тошнота, рвота,
  • боли в животе, двигательная расторможенность, суетливость, болтливость, нарушение речи, судорожные припадки, потеря сознания, нарушение памяти.

Появление подобных явлений у подростка должно привлекать внимание родителей и педагогов. Это повод для серьезного разговора с подростком и обращения к наркологу.

В чем же кроется опасность современных ПАВ?

  • современные ПАВ по своей структуре уже не природного происхождения, а синтетические, благодаря доступности компонентов для синтеза  в быту;
  • современные ПАВ легко приводят к зависимости, многие уже после первого применения;
  • многие современные ПАВ быстро разрушаются в организме, что не дает возможности найти их в крови;
  • современные ПАВ, например, синтетические аналоги алкалоидов марихуаны, действуют разрушительней на  центральную нервную систему, чем растительного происхождения.

В связи  с растущей инфантильностью рожденных между 1990-2000гг. современные ПАВ рассматриваются многими из них, как «украшение вечеринок и дискотек».

В среде молодежи получили распространение так называемые «фарм-вечеринки», когда группы собираются ради совместного употребления различных сочетаний лекарств из домашних аптечек.

Отдельно хочу выделить распространенную «забаву» под названием «собачий кайф» или «шарфики», когда пережимаются сонные артерии ради достижения галлюцинаций, что возникают в связи с кислородным голоданием мозга.

Во-первых, для этой забавы необходим помощник(-ца), которые могут «переборщить».

Во-вторых, «собачий кайф» часто заканчивается непредсказуемо, в виде судорожных припадков, потери сознания и сопутствующих им травм, нарушений памяти и способности к обучению в дальнейшем.

А для того чтобы наши дети не были в зоне риска по подобным шалостям и употреблению ПАВ, уже в совсем раннем возрасте необходима определенная система в их воспитании, а не слепое обслуживание прихотей. 

Рекомендации для педагогов 

Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у учащегося и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:

  • Удалить учащегося из учебного кабинета отделить его от одногруппников. 
  • Немедленно поставить в известность администрацию колледжа. 
  • Срочно вызвать медицинского работника колледжа,  если состояние  тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники), необходимо вызвать скорую помощь. 
  • В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей). 
  • При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов. 
  • Нельзя отправлять подростка домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай. 
  • Нецелесообразно проводить немедленно разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства. 

Рекомендации для родителей 

Если вы подозреваете, что подросток склонен к употреблению наркотиков или употребляет наркотики:

  • Не читайте мораль. 
  • Ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте их. 
  • Разговаривайте с детьми. Если вы не общаетесь, значит, отдаляетесь друг от друга. 
  • Умейте слушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем. 
  • Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя. 
  • Будьте рядом – важно, чтобы подростки понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами. 
  • Будьте тверды и последовательны. Не выставляйте условий, которые не можете выполнить. 
  • Старайтесь делать все вместе. Планируйте общие интересные дела. 
  • Общайтесь с их друзьями. Подросток ведет себя по-другому, находясь под влиянием окружения. 
  • Не подавляйте волю подростков. Предоставьте им выбор в принятии решения. Давайте им возможность отстаивать свое мнение. Они должны научиться говорить «нет». 
  • Помните, что дети нуждаются в вашей поддержке. Помогите поверить им в свои силы. 
  • Обязательно обратитесь к врачу.

Конфликтогенное поведение

По мнению американских исследователей успех делового человека на 85% определяется его коммуникативными качествами и способностью решать или предотвращать разногласия и лишь на 15%  - профессиональными знаниями. При конфликте теряется от 37% до 63% производительности труда.

Если вы думаете о предстоящем конфликте, то он обязательно произойдёт.

Эзотерический закон гласит: «Энергия следует за мыслью!». Энергия движется по человеческому телу и регулирует или напряжение, или расслабление организма. Энергетический поток, как провод, соединяет мышление, эмоции и действия личности на сознательном и подсознательном уровнях. От силы этой энергии зависит уровень наших чувств, характер мыслей и действий. Если его проводимость хорошая, то не происходит застоя отрицательных чувств, и тогда в глубинах души не осаждаются страх, неуверенность, гнев. Для того, чтобы не происходило накопление отрицательных эмоций, не закрывайтесь, а наоборот, раскройтесь и «пропустите» обиду сквозь себя. Выход эмоций – естественный и необходимый процесс очищения организма. Поэтому иногда полезно покричать, поплакать или даже просто потанцевать.

Что же делать, когда вы не властны изменить окружающею конфликтную среду или партнёров? Воспользуйтесь советом: «Если вы не можете изменить ситуацию – измените себя или отношение к ситуации». Это сделать нелегко, и даже народная пословица гласит:  «Желающих изменить ближнего и окружающих столько же много, сколько не желающих изменить себя». Всем работающим с людьми, необходимо владеть  искусством профилактики решения конфликтов и предупреждения их отрицательных последствий. Специалист любой профессии дорогой ценой расплачивается за своё неумение – потерей авторитета, профессионализма, нервов, здоровья, производительности труда…

Определенные слова, действия (или бездействие), которые приводят к конфликту принято называтьконфликтогенами. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликт», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающийся».

Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:

  • открытое недоверие;
  • перебивание собеседника;
  • принижение значимости его роли;
  • подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;
  • устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;
  • заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение        собственного вклада;
  • постоянное навязывание своей точки зрения;
  • неискренность в суждениях;
  • резкое ускорение темпа беседы и ее неожиданное свертывание;
  • неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и еще многое другое, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.

Основными словами-конфликтогенами в деловом (светском, семейно-бытовом и другом) общении являются:

Слова, выражающие недоверие: «вы меня обманываете», «я вам не верю», «вы не разбираетесь»…

Слова-оскорбления: негодяй, дурак, бестолочь, лентяй, ничтожество…

Слова-угрозы: «мы еще встретимся», «я вам это припомню», «ты еще пожалеешь»…

Слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка…

Слова-сравнения: «как скотина», «как свинья», «как попугай»…

Слова, выражающие отрицательное отношение: «я тебя ненавижу», «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен»…

Слова-долженствования: «вы обязаны», «ты должен»…

Слова-обвинения: «вы все испортили», «вы обманщик», «ты во всем виноват»…

Слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто»… Как правило, критикуемый, воспринимая перечисленные выше слова, вступает в борьбу за самого себя и пытается включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств. Если это происходит, то виновником такой ситуации становится тот, кто первым стал использовать слова-конфликтогены.

Еще одна важная особенность, объясняющая природу конфликтогенов, заключается в том, что мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так внимательны и корректны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями.

Типы конфликтных действий

Большинство перечисленных выше конфликтогенных действий можно отнести к одному из трех типов: 1) стремление к превосходству; 2) проявление агрессивности; 3) проявление эгоизма.

Рассмотрим, что собой представляет каждый из перечисленных типов.

1. Стремление к превосходству. Оно проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру:

- прямое проявление превосходства в виде приказания, угрозы, замечания (или другой негативной оценки), обвинения, насмешки, издевки и т.п.;

- снисходительное отношение, которое демонстрируется с особым оттенком как бы доброжелательности: «Успокойтесь», «Не обижайтесь», «Вы умный человек, а поступаете...» и др.;

- хвастовство в виде восторженного рассказа о собственных успехах и достижениях. Обычно это в среде людей, «таких же, как я», вызывает вполне очевидное раздражение, ибо среди равных не терпят превосходства;

- излишняя уверенность в своей правоте. Это демонстрируется безапелляционным высказыванием в достаточно категоричной форме типа «я уверен», «я считаю», «однозначно», «вне сомнения» и др. Использование таких утверждений обычно вызывает у оппонента желание усомниться в этом либо опровергнуть данное безальтернативное утверждение;

- навязывание своих советов. Когда собеседник навязывает свое мнение в виде советов, у окружающих в большинстве случаев возникает желание сделать все наоборот, а не следовать им. Советующий в данном случае, заняв позицию превосходства, как правило, достигает обратного эффекта — недоверия и желания поступить иначе. Более того, не следует, видимо, забывать, что совет, данный в присутствии других, чаше всего воспринимается как упрек;

- перебивание собеседника, а также повышение голоса или стремление поправить другого. Тот, кто это делает, всем видом показывает, что слушать нужно только его, что его мысли более ценные, чем мысли других. Рекомендация тем, кто считает, что его мысли и рассуждения более значимы, чем у остальных: подумайте, может, хорошие мысли бывают у вас значительно реже, чем вы полагаете?

2. Проявление агрессивности. Этимологически слово «агрессия» (от лат. agression) означает «нападение». Агрессивность может проявляться либо как черта личности, характерная для поведения конкретного человека, либо, ситуативно, как способ реагирования на сложившиеся обстоятельства, либо как проявление природной агрессивности.

Природная агрессивность может быть результатом как самоутверждения в социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), так и выражением протеста против некой зависимости от «ведущего» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).

Не следует забывать, что,

во-первых, человек с повышенной природной агрессивностью конфликтен, является как бы ходящим конфликтогеном;

во-вторых, человеке абсолютно нулевой агрессивностью, не обладающий «здоровой злостью», чтобы добиться цели, и желанием превзойти своих оппонентов, рискует сделать в жизни намного меньше, чем те, кто при равных возможностях обладают долей некой «разумной» агрессивности.

Ситуативная агрессивность, как правило, возникаете в виде реакции на сложившиеся обстоятельства. Это могут быть плохое самочувствие и настроение, неприятности в семейно-бытовых или деловых взаимоотношениях. Чаше всего ситуативная агрессивность возникаете виде ответной реакции на полученный конфликтоген. По принципу «подобное рождает подобное» (типа «сам такой», «от такого слышу» и т.д.) ответная агрессивность провоцирует, в свою очередь, еще больший накал страстей и обмен «любезностями» в еще более агрессивной форме.

3. Проявление эгоизма. Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает— «я».

Проявление «махрового» эгоизма обычно выступает сильным конфликтогеном для окружающих, так как эгоист добивается чего-то для себя, делая это обычно за счет других. Эта несправедливость, как правило, и порождает конфликтную ситуацию.

Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности во многом объясняется серьезными дефектами воспитания. Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются, как правило, в детском возрасте. Особенно эгоистическое начало — «себялюбие» — свойственно единственным либо самым младшим детям в семье. В зрелом возрасте подобная сверхконцентрация на собственном «я» и полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводит, как правило, к отчуждению. Эгоизм таких людей становится ненавистен окружающим, что не может, в свою очередь, не отразиться и на самом носителе эгоизма. Такой человек действительно становится повышенно агрессивен и, как следствие, более неприятен людям.

Как удержаться от конфликтогенов

Рассмотрим механизмы ухода от стремления к превосходству, сдерживания агрессии и преодоления в себе излишнего эгоизма.

1. Преодоление стремления к превосходству.

Стремление к превосходству преодолевается обычно следующими способами:

- предоставлением собеседнику возможности почувствовать свою значимость и компетентность в ваших глазах;

- сознательным принижением собственных достоинств;

- осознанным пониманием того, что скромность — это, пожалуй, единственный способ преодолеть собственное тщеславие и чувство превосходства над другими.

2. Сдерживание агрессии.

Агрессивность, как и любое другое чувство, требует выхода. Однако выплескивание ее на окружающих обычно возвращается обратно еще большей агрессивностью. В то же время «невыпускание пара агрессивности», сдерживание эмоций может привести даже к психическому заболеванию. Вот почему психологическая разрядка крайне необходима для здоровья, как физиологического, так и психического.

- пассивный способ заключается в том, чтобы выговориться, «поплакаться» кому-то. Психотерапевтический эффект такой разрядки огромен, поскольку с помощью сочувствия, сопереживания вам со стороны наступает облегчение. Более того, когда мучительно больно, психотерапевты рекомендуют, не стесняясь кого-либо, плакать, ибо со слезами происходит удаление из организма особых ферментов — спутников стресса, оказывающих вредное влияние на нервную систему. Дать облегчение — это одна из важнейших функций слез. Женщины в этом отношении находятся в более выгодных условиях; мужчинам же, так сложилось, не свойственно жаловаться и тем более плакать. Однако периодически (хотя бы раз в год) специалисты рекомендуют это делать (естественно, вне наблюдения окружающих), ибо это сохранит потенциал психического здоровья.

- активный способ психологической разрядки заключается в двигательной активности. Установлено экспериментально, что адреналин, как постоянный спутник напряженности, способен «сгорать» во время физической работы. Эффективна здесь любая физическая нагрузка: от занятий спортом (бег, теннис, волейбол, плавание и т.д.) до работы, связанной с нагрузкой при решении бытовых задач (работа топором или пилой, копание земли и т.п.).

- логически-психологический способ погашения агрессивности состоит в понимании того, что для улучшения своего настроения и самочувствия крайне важно сменить направленность мышления. Когда человек дает себе команду «Я не должен об этом думать», — он только и делает, что думает именно об этом (известный сюжет о «белой обезьяне»). Бороться со своим воображением — значит тушить костер с помощью бензина. Вот почему не следует думать о людях нам неприятных, о завистниках и должниках, ибо, думая о них, мы невольно становимся «несчастными без посторонней помощи». Какая же может быть здесь рекомендация? Она следующая: важно не «не думать» об этом (о плохом), а думать о другом (о хорошем, позитивном, жизнеутверждающем). Нелишним будет напомнить известный принцип успеха, который гласит: «Успеха добивается тот, кто мыслит категориями успеха».

Таким образом, логическое «докапывание» до сути явления, т.е. понимания того, что, отгоняя от себя неприятные агрессивные мысли, мы повышаем свою агрессию, приводит нас к важному выводу: нужно быть очень осторожным к тем мыслям, которые преобладают в нашем сознании, ибо они — начала наших поступков.

3. Преодоление эгоизма.

Как известно, любая крайность в чем-либо — недостаток. Это конечно же касается и эгоизма, доведенного до такого состояния, когда человек становится нелюбим всеми, в том числе и близкими. Но и другая крайность — ярко выраженный альтруизм — тоже не лучшая черта характера. Это можно сравнить со следующим: добродетель, безусловно, замечательное качество личности, но если ее довести до крайности, она превращается в порок. Так и в нашем случае: эгоизм и альтруизм — крайние личностные характеристики, которых, видимо, следует избегать. Каким способом? Ответ таков: объединив их вместе. Можно руководствоваться по жизни принципами либо «просвещенного эгоизма» (автор — Аристотель), либо «разумного эгоизма» (Ф.М. Достоевский), либо «альтруистического эгоизма» (данный принцип был обоснован канадским психологом Гансом Селье). Суть трех подходов состоит в том, что, делая добро другим, человек делает его в первую очередь себе. И так, себе, но через другого. Это и есть, пожалуй, тот единственный способ взаимодействия с людьми, который позволит преодолеть собственный эгоизм.

 

 

Как избежать конфликта

По мнению американских исследователей, успех делового человека на 85% определяется его коммуникативными качествами и способностью решать или предотвращать разногласия и лишь на 15%  - профессиональными знаниями. При конфликте теряется от 37% до 63% производительности труда.

Если вы думаете о предстоящем конфликте, то он обязательно произойдёт.

Эзотерический закон гласит: «Энергия следует за мыслью!». Энергия движется по человеческому телу и регулирует или напряжение, или расслабление организма. Энергетический поток, как провод, соединяет мышление, эмоции и действия личности на сознательном и подсознательном уровнях. От силы этой энергии зависит уровень наших чувств, характер мыслей и действий. Если его проводимость хорошая, то не происходит застоя отрицательных чувств, и тогда в глубинах души не осаждаются страх, неуверенность, гнев. Для того, чтобы не происходило накопление отрицательных эмоций, не закрывайтесь, а наоборот, раскройтесь и «пропустите» обиду сквозь себя. Выход эмоций – естественный и необходимый процесс очищения организма. Поэтому иногда полезно покричать, поплакать или даже просто потанцевать.

Что же делать, когда вы не властны изменить окружающею конфликтную среду или партнёров? Воспользуйтесь советом: «Если вы не можете изменить ситуацию – измените себя или отношение к ситуации». Это сделать нелегко, и даже народная пословица гласит:  «Желающих изменить ближнего и окружающих столько же много, сколько не желающих изменить себя». Всем работающим с людьми, необходимо владеть  искусством профилактики решения конфликтов и предупреждения их отрицательных последствий. Специалист любой профессии дорогой ценой расплачивается за своё неумение – потерей авторитета, профессионализма, нервов, здоровья, производительности труда…

Определенные слова, действия (или бездействие), которые приводят к конфликту принято называть конфликтогенами. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликт», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающийся».

Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:

  • открытое недоверие;
  • перебивание собеседника;
  • принижение значимости его роли;
  • подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;
  • устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;
  • заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада;
  • постоянное навязывание своей точки зрения;
  • неискренность в суждениях;
  • резкое ускорение темпа беседы и ее неожиданное свертывание;
  • неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и еще многое другое, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.

Основными словами-конфликтогенами в деловом (светском, семейно-бытовом и другом) общении являются:

  1. Слова, выражающие недоверие: «вы меня обманываете», «я вам не верю», «вы не разбираетесь»…
  2. Слова-оскорбления: негодяй, дурак, бестолочь, лентяй, ничтожество…
  3. Слова-угрозы: «мы еще встретимся», «я вам это припомню», «ты еще пожалеешь»…
  4. Слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка…
  5. Слова-сравнения: «как скотина», «как свинья», «как попугай»…
  6. Слова, выражающие отрицательное отношение: «я тебя ненавижу», «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен»…
  7. Слова-долженствования: «вы обязаны», «ты должен»…
  8. Слова-обвинения: «вы все испортили», «вы обманщик», «ты во всем виноват»…
  9. Слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто»… Как правило, критикуемый, воспринимая перечисленные выше слова, вступает в борьбу за самого себя и пытается включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств. Если это происходит, то виновником такой ситуации становится тот, кто первым стал использовать слова-конфликтогены.

Еще одна важная особенность, объясняющая природу конфликтогенов, заключается в том, что мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так внимательны и корректны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями.

Типы конфликтных действий

Большинство перечисленных выше конфликтогенных действий можно отнести к одному из трех типов:

  • стремление к превосходству;
  • проявление агрессивности;
  • проявление эгоизма.

Рассмотрим, что собой представляет каждый из перечисленных типов.

1. Стремление к превосходству. Оно проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру:

- прямое проявление превосходства в виде приказания, угрозы, замечания (или другой негативной оценки), обвинения, насмешки, издевки и т.п.;

- снисходительное отношение, которое демонстрируется с особым оттенком как бы доброжелательности: «Успокойтесь», «Не обижайтесь», «Вы умный человек, а поступаете...» и др.;

- хвастовство в виде восторженного рассказа о собственных успехах и достижениях. Обычно это в среде людей, «таких же, как я», вызывает вполне очевидное раздражение, ибо среди равных не терпят превосходства;

- излишняя уверенность в своей правоте. Это демонстрируется безапелляционным высказыванием в достаточно категоричной форме типа «я уверен», «я считаю», «однозначно», «вне сомнения» и др. Использование таких утверждений обычно вызывает у оппонента желание усомниться в этом либо опровергнуть данное безальтернативное утверждение;

- навязывание своих советов. Когда собеседник навязывает свое мнение в виде советов, у окружающих в большинстве случаев возникает желание сделать все наоборот, а не следовать им. Советующий в данном случае, заняв позицию превосходства, как правило, достигает обратного эффекта — недоверия и желания поступить иначе. Более того, не следует, видимо, забывать, что совет, данный в присутствии других, чаше всего воспринимается как упрек;

- перебивание собеседника, а также повышение голоса или стремление поправить другого. Тот, кто это делает, всем видом показывает, что слушать нужно только его, что его мысли более ценные, чем мысли других. Рекомендация тем, кто считает, что его мысли и рассуждения более значимы, чем у остальных: подумайте, может, хорошие мысли бывают у вас значительно реже, чем вы полагаете?

2. Проявление агрессивности. Этимологически слово «агрессия» (от лат. agression) означает «нападение». Агрессивность может проявляться либо как черта личности, характерная для поведения конкретного человека, либо, ситуативно, как способ реагирования на сложившиеся обстоятельства, либо как проявление природной агрессивности.

Природная агрессивность может быть результатом как самоутверждения в социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), так и выражением протеста против некой зависимости от «ведущего» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).

Не следует забывать, что,

во-первых, человек с повышенной природной агрессивностью конфликтен, является как бы ходящим конфликтогеном;

во-вторых, человеке абсолютно нулевой агрессивностью, не обладающий «здоровой злостью», чтобы добиться цели, и желанием превзойти своих оппонентов, рискует сделать в жизни намного меньше, чем те, кто при равных возможностях обладают долей некой «разумной» агрессивности.

Ситуативная агрессивность, как правило, возникаете в виде реакции на сложившиеся обстоятельства. Это могут быть плохое самочувствие и настроение, неприятности в семейно-бытовых или деловых взаимоотношениях. Чаше всего ситуативная агрессивность возникаете виде ответной реакции на полученный конфликтоген. По принципу «подобное рождает подобное» (типа «сам такой», «от такого слышу» и т.д.) ответная агрессивность провоцирует, в свою очередь, еще больший накал страстей и обмен «любезностями» в еще более агрессивной форме.

3. Проявление эгоизма. Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает— «я».

Проявление «махрового» эгоизма обычно выступает сильным конфликтогеном для окружающих, так как эгоист добивается чего-то для себя, делая это обычно за счет других. Эта несправедливость, как правило, и порождает конфликтную ситуацию.

Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности во многом объясняется серьезными дефектами воспитания. Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются, как правило, в детском возрасте. Особенно эгоистическое начало — «себялюбие» — свойственно единственным либо самым младшим детям в семье. В зрелом возрасте подобная сверхконцентрация на собственном «я» и полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводит, как правило, к отчуждению. Эгоизм таких людей становится ненавистен окружающим, что не может, в свою очередь, не отразиться и на самом носителе эгоизма. Такой человек действительно становится повышенно агрессивен и, как следствие, более неприятен людям.

Как удержаться от конфликтогенов

Рассмотрим механизмы ухода от стремления к превосходству, сдерживания агрессии и преодоления в себе излишнего эгоизма.

1. Преодоление стремления к превосходству

Стремление к превосходству преодолевается обычно следующими способами:

  • предоставлением собеседнику возможности почувствовать свою значимость и компетентность в ваших глазах;
  • сознательным принижением собственных достоинств;
  • осознанным пониманием того, что скромность — это, пожалуй, единственный способ преодолеть собственное тщеславие и чувство превосходства над другими.

2. Сдерживание агрессии

Агрессивность, как и любое другое чувство, требует выхода. Однако выплескивание ее на окружающих обычно возвращается обратно еще большей агрессивностью. В то же время «невыпускание пара агрессивности», сдерживание эмоций может привести даже к психическому заболеванию. Вот почему психологическая разрядка крайне необходима для здоровья, как физиологического, так и психического.

- пассивный способ заключается в том, чтобы выговориться, «поплакаться» кому-то. Психотерапевтический эффект такой разрядки огромен, поскольку с помощью сочувствия, сопереживания вам со стороны наступает облегчение. Более того, когда мучительно больно, психотерапевты рекомендуют, не стесняясь кого-либо, плакать, ибо со слезами происходит удаление из организма особых ферментов — спутников стресса, оказывающих вредное влияние на нервную систему. Дать облегчение — это одна из важнейших функций слез. Женщины в этом отношении находятся в более выгодных условиях; мужчинам же, так сложилось, не свойственно жаловаться и тем более плакать. Однако периодически (хотя бы раз в год) специалисты рекомендуют это делать (естественно, вне наблюдения окружающих), ибо это сохранит потенциал психического здоровья.

- активный способ психологической разрядки заключается в двигательной активности. Установлено экспериментально, что адреналин, как постоянный спутник напряженности, способен «сгорать» во время физической работы. Эффективна здесь любая физическая нагрузка: от занятий спортом (бег, теннис, волейбол, плавание и т.д.) до работы, связанной с нагрузкой при решении бытовых задач (работа топором или пилой, копание земли и т.п.).

- логически-психологический способ погашения агрессивности состоит в понимании того, что для улучшения своего настроения и самочувствия крайне важно сменить направленность мышления. Когда человек дает себе команду «Я не должен об этом думать», — он только и делает, что думает именно об этом (известный сюжет о «белой обезьяне»). Бороться со своим воображением — значит тушить костер с помощью бензина. Вот почему не следует думать о людях нам неприятных, о завистниках и должниках, ибо, думая о них, мы невольно становимся «несчастными без посторонней помощи». Какая же может быть здесь рекомендация? Она следующая: важно не «не думать» об этом (о плохом), а думать о другом (о хорошем, позитивном, жизнеутверждающем). Нелишним будет напомнить известный принцип успеха, который гласит: «Успеха добивается тот, кто мыслит категориями успеха».

Таким образом, логическое «докапывание» до сути явления, т.е. понимания того, что, отгоняя от себя неприятные агрессивные мысли, мы повышаем свою агрессию, приводит нас к важному выводу: нужно быть очень осторожным к тем мыслям, которые преобладают в нашем сознании, ибо они — начала наших поступков.

3. Преодоление эгоизма

Как известно, любая крайность в чем-либо — недостаток. Это, конечно же, касается и эгоизма, доведенного до такого состояния, когда человек становится нелюбим всеми, в том числе и близкими. Но и другая крайность — ярко выраженный альтруизм — тоже не лучшая черта характера. Это можно сравнить со следующим: добродетель, безусловно, замечательное качество личности, но если ее довести до крайности, она превращается в порок. Так и в нашем случае: эгоизм и альтруизм — крайние личностные характеристики, которых, видимо, следует избегать. Каким способом? Ответ таков: объединив их вместе. Можно руководствоваться по жизни принципами либо «просвещенного эгоизма» (автор — Аристотель), либо «разумного эгоизма» (Ф.М. Достоевский), либо «альтруистического эгоизма» (данный принцип был обоснован канадским психологом Гансом Селье). Суть трех подходов состоит в том, что, делая добро другим, человек делает его в первую очередь себе. И так, себе, но через другого. Это и есть, пожалуй, тот единственный способ взаимодействия с людьми, который позволит преодолеть собственный эгоизм.

Важная информация


В настоящее время в Республике Беларусь набирает популярность среди подростков опасная игра, с названием «Синий Кит» или с иными различными названиями, включающими в себя сочетания слов: «Синие Киты», «Одинокий Кит», «Кит»,«Тихий Дом»,  «F57»и другие. Игра появилась в сегменте российского Интернета еще в прошлом году и набрала популярность среди поклонников суицидальных групп.

 

Речь идет о закрытых группах в социальных  сетях: «ВКонтакте», «Инстаграм», и других, где подростки вовлекаются в игру, суть которой состоит в выполнении определенных заданий, которые дает участникам администратор группы или владелец аккаунта.

Суть игры заключается в следующем: желающие принять участие
в игре оставляют на своих страницах в социальных сетях пост с запросом на «игру» и сопровождают его определенным «хэштегом - #»,то естьпишут об этом на своей странице в социальной сети следующие фразы:  #синий кит, #тихий дом, #явигре, #разбудименяв420, #f57, #f58 и другие. По хэштегу и запросу через поиск, с подростком связывается администратор группы и назначает ему куратора, который дает задания. Дальнейшее общение, уже проходитв личной переписке в «ВКонтакте», а так же в интернет-меседжерах «Viber» или «WhatsApp». 

Куратор диктует свои правила игры (по сюжету игры, все пользователи должны быть в конференции в 4:20 и слушать различные звуки, после этого кураторы раздают задания, первое задание для всех одно "Написать лезвием на руке "Синий Кит", с каждого участника собирается информация, и если участник не выполняет задание, администратор игры обещает найти их и помочь уйти в иной мир, но туда они отправятся не одни, а с родителями.

 

Задания присылают участнику в течение 50 дней. Последнее задание игры «Синий кит» — совершить самоубийство.

Существует типовой список заданий, это – задания связанные с нанесением себе физического вреда («на руке лезвием вырезать f57»), непосредственно с китами («нарисовать кита на листочке») и страхом («целый день смотреть страшные видео»). Для выполнения некоторых заданий игрок должен забраться на крышу высотных зданий. Задания с 30-го по 49-е в основном такие: «Ты каждый день в 4:20 просыпаешься, смотришь видео, слушаешь музыку, и каждый день делаешь по одному порезу на руке, разговариваешь с китом».

Когда задания переходят рамки адекватности, предлагая подросткам резать себя и причинять иные телесные повреждения, жертвы пытаются закончить игру и выйти из нее. Однако кураторы  не дают им это сделать. Они начинают угрожать неокрепшему уму подростка, что может случиться, если они оставят «игру» на полпути. Злоумышленники сообщают подросткам, что могут узнать IP-адреса жертв и через них получить полную информацию о месте жительства, телефон и список родственников. На этом этапе начинается обычный шантаж. Подростку сообщается, что за ним следят и если задание не будет выполнено, первыми «под нож» пойдут родители или друзья. Сама молодежь рассказывать родителям о случившемся не решается.
Однако,  рассказывают о «группе смерти» своим друзьям, которые
связываются с кураторами.

Как же можно выяснить, что у ребенка в социальной сети происходит что-то нехорошее?:

  • частые перепады настроения;
  • изменение манеры пользования цифровых средств и социальными сетями (ребенок просыпается ночью для входа в Интернет);
  • резкое увеличение или уменьшение количества «друзей» на социальных сетях;
  • появление «друзей» намного старше самого пользователя;
  • появления подозрительных групп;

 

  • наличие оскорбительных фраз или сообщений на странице ребенка;
  • удаление страницы с социальных сетей.

Сейчас существует множество способов контролировать своих детей в сети. Каждый родитель способен выбрать лучший вариант для себя и своей семьи в зависимости от провайдера и антивирусного ПО, которыми родители уже пользуются, и конечно, в зависимости от возраста, характера и условий жизни ребенка.

 

РАССМОТРИМ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СПОСОБЫ:

  • «РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ» - как специализированное ПО так и услуги провайдера, включает в себя стандартный набор функций, а именно:
    • ограничение времени нахождения ребенка в сети;
    • ограничение времени пользования компьютером;
    • возможность создания графики с допустимыми часами работы в течение дня;
    • блокировка сайтов с запрещенным контентом – создание «чёрных» списков на основе баз данных антивирусного производителя по категориям (наркотики, социальные сети и т.д.) и создание «белых списков» родителем;
    • ограничение на запуск приложений (например, игр) и установку новых программ;
    • создайте «детский» профиль пользователя на вашем ПК или ноутбуке, где будут лишь предназначенные для детей материалы;
  • научите ребенка пользоваться социальными сетями и поисковыми сервисами;
  • используйте настройки безопасности/приватности выбранных сайтов для ограничения доступа к личным данным вашего ребенка;
  • проверяйте возрастные ограничения сайтов и видеоигр;
  • объясните, что в интернете, как и в реальной жизни, не стоит общаться с незнакомыми людьми и тем более раскрывать информацию о себе или семье;
  • даже друзьям и знакомым не следует доверять – профиль одноклассника вашего ребенка может быть взломан злоумышленниками;
  • приглядывайте за тем, кого ваш ребенок добавляет в друзья в социальных сетях и что публикует в открытом доступе;
  • если вашего ребенка в интернете кто-то напугал или расстроил – он должен знать, что в любой момент может прийти к вам и рассказать об этом.
  • будьте для ребенка проводником в интернете. Расскажите ребенку о возможностях интернета, продемонстрируйте ему интересные ресурсы, а не только игры и социальные сети;
  • будьте в курсе того, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно помнить, что «знать» и «шпионить» — совершенно разные понятия. Ребенок имеет право на неприкосновенность личной переписки. А вот добавить его в друзья в социальных сетях и поддерживать общение на просторах интернета — можно. Так вы будете в курсе того, с кем он общается.

ИНЫЕ, НЕ МЕНЕЕ ОПАСТНЫЕ УГРОЗЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ:

  • ВРЕДОНОСНЫЕ ПРОГРАММЫ, загружаемые автоматически при просмотре зараженных сайтов, а так же заражение при использовании файлообменных сетей, дающих другим пользователям доступ к вашему компьютеру; 
  • НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА, в том числе всплывающие окна и рекламные программы, т.е. получение ребенком вредоносной информации – специально или случайно (например, всплывающая строка в поиске) – о наркотиках, суициде, причинении себе вреда (сюда же входят рекомендации по похудению) и сексуальных извращениях. Часто подростки даже не задумываются о том, чтобы попробовать нечто подобное, но попадая в новую компанию, стесняются отказать.
  • КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО – ребенка могут обманным путем убедить предоставить личные данные, (его собственные или ваши) и распространить их в открытом доступе, так же ребенок может передать незнакомцам реквизитами банковских платежных карт, может сфотографировать квартиру, сообщить адрес, показать интерьер и ценные вещи, рассказать, что семья уезжает в отпуск, и т. д.
  • КИБЕРБУЛЛИНГ ИЛИ «ТРОЛЛИНГ» – это травля пользователя через все каналы сетевого общения: социальные сети, форумы, чаты, мессенджеры. Проводить травлю могут как одноклассники, интернет-друзья и т.д., так и совершенно посторонние люди.

Может принимать разные формы: оскорбления через личные сообщения, публикация и распространение конфиденциальной, провокационной информации о жертве;

  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

В настоящее время особо актуальной становится проблема защиты детей от информации, распространяемой в закрытых группах социальных сетей, провоцирующих детей на суицид, всё большую опасность стали представлять собой "игры на выживание" или "игры на вымирание", организованные в интернете создателями так называемых "групп смерти" (группы «Синий кит», «Беги или умри» и т.д.).

Так же опасность представляют незнакомцы в социальных сетях, потому что за каждым из незнакомцев может стоять кто угодно. Об этом с детьми просто необходимо говорить. Важно, чтобы они ценили приватность своего пространства в интернете точно так же, как ценят приватность своего личного пространства дома.

УРПСВТ КМ и УОПП МОБ ГУВД Мингорисполкома