Министерство образования Республики Беларусь
Комитет по образованию Мингорисполкома

Учреждение образования

Минский государственный
профессионально-технический колледж
декоративно-прикладного искусства
им. Н.А. Кедышко

  • г. Минск, ул. Сурганова, д.45, корп. 3
  • (017)2924355, (017)2926212
  • ptk-dpi@minsk.edu.by

Меню раздела

Колледж в лицах

Быстрицкий Артем Олегович

Быстрицкий Артем Олегович

Мастер производственного обучения

Подробнее...
Вашкевич  <br />Елена Александровна

Вашкевич
Елена Александровна

заместитель директора по учебно-производственной работе

Подробнее...
Ивановская Карина Витальевна

Ивановская Карина Витальевна

Мастер производственного обучения

Подробнее...
Арлашкина <br />Татьяна Александровна

Арлашкина
Татьяна Александровна

Заведующий общежитием

Подробнее...
Коронец Светлана Геннадьевна

Коронец Светлана Геннадьевна

Преподаватель профессионального компонента

Подробнее...
Хололова Людмила Владимировна

Хололова Людмила Владимировна

Заведующая библиотекой Тел. 296-67-07

Подробнее...
Козловская Антонина Станиславовна

Козловская Антонина Станиславовна

Преподаватель профессионального компонента

Подробнее...

Газета "Фрески"

Выпуск 42

Выпуск 42

Подробнее...
Выпуск 41

Выпуск 41

Подробнее...
Выпуск 40

Выпуск 40
PDF, 13,5 МБ

Подробнее...
Выпуск 39

Выпуск 39
PDF, 13,4 МБ

Подробнее...
Выпуск 38

Выпуск 38
PDF, 10,7 МБ

Подробнее...

Безопасность жизнедеятельности

Календарь дат по ОБЖ

  • 4 февраля - Всемирный день борьбы против рака.
  • 22февраля - Международный день поддержки жертв преступлений.
  • 1 марта - Всемирный день гражданской обороны.
  • 21 марта - День Земли.
  • 22 марта - Всемирный день водных ресурсов.
  • 24 марта - Всемирный день против борьбы с туберкулёзом.
  • 31 мая - Всемирный день без табака.
  • 1 июня - Международный день защиты детей.
  • 4 июня - Международный день невинных детей – жертв агрессии.
  • 5 июня - Всемирный день окружающей среды (День эколога).
  • 8 июня - Всемирный день океанов.
  • 9 июня - Международный день друзей.
  • 17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой.
  • 20 июня - Всемирный день беженцев.
  • 26 июня - Международный день борьбы со злоупотреблением. наркотическими средствами и их незаконным оборотом.
  • 26 сентября - Всемирный День контрацепции.
  • 6 октября - Всемирный день охраны мест обитаний.
  • 14 октября - Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий.
  • 19 ноября - Международный день отказа от курения.
  • 20 ноября - Всемирный день ребенка.
  • 26 ноября - Всемирный день информации.
  • 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом.
  • 5 декабря - Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный день волонтеров).

СЛЕДУЙТЕ ПРИНЦИПАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  1. Предвидеть опасность!
  2. По возможности избегать ее!
  3. При необходимости - действовать!
  4. Избегайте прогулок в одиночестве в вечернее время и малолюдных местах.
  5. Возвращаясь домой в вечернее время, снимите все украшения, прикройте обнаженные участки тела.
  6. Старайтесь избегать неприятных ситуаций, не отвечайте и не поддавайтесь на провокации.
  7. Если вас остановил вооруженный преступник и вы не уверены, что сможете защитить себя, сохраняйте спокойствие, не реагируйте агрессивно.
  8. Для передвижения выбирайте оживленные и хорошо освещенные улицы.
  9. Избегайте кратчайших путей (через парки, пустые автостоянки, спортивные площадки и пустыри).
  10. Держите определенную дистанцию с людьми, проходя мимо подъездов и подворотен.
  11. Будьте готовы изменить направление движения, если почувствуете опасность или заметите подозрительную личность.
  12. Если вы подверглись нападению с целью похищения, создавайте как можно больше шум.

Конфликтогенное поведение

По мнению американских исследователей успех делового человека на 85% определяется его коммуникативными качествами и способностью решать или предотвращать разногласия и лишь на 15%  - профессиональными знаниями. При конфликте теряется от 37% до 63% производительности труда.

Если вы думаете о предстоящем конфликте, то он обязательно произойдёт.

Эзотерический закон гласит: «Энергия следует за мыслью!». Энергия движется по человеческому телу и регулирует или напряжение, или расслабление организма. Энергетический поток, как провод, соединяет мышление, эмоции и действия личности на сознательном и подсознательном уровнях. От силы этой энергии зависит уровень наших чувств, характер мыслей и действий. Если его проводимость хорошая, то не происходит застоя отрицательных чувств, и тогда в глубинах души не осаждаются страх, неуверенность, гнев. Для того, чтобы не происходило накопление отрицательных эмоций, не закрывайтесь, а наоборот, раскройтесь и «пропустите» обиду сквозь себя. Выход эмоций – естественный и необходимый процесс очищения организма. Поэтому иногда полезно покричать, поплакать или даже просто потанцевать.

Что же делать, когда вы не властны изменить окружающею конфликтную среду или партнёров? Воспользуйтесь советом: «Если вы не можете изменить ситуацию – измените себя или отношение к ситуации». Это сделать нелегко, и даже народная пословица гласит:  «Желающих изменить ближнего и окружающих столько же много, сколько не желающих изменить себя». Всем работающим с людьми, необходимо владеть  искусством профилактики решения конфликтов и предупреждения их отрицательных последствий. Специалист любой профессии дорогой ценой расплачивается за своё неумение – потерей авторитета, профессионализма, нервов, здоровья, производительности труда…

Определенные слова, действия (или бездействие), которые приводят к конфликту принято называтьконфликтогенами. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликт», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающийся».

Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:

  • открытое недоверие;
  • перебивание собеседника;
  • принижение значимости его роли;
  • подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;
  • устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;
  • заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение        собственного вклада;
  • постоянное навязывание своей точки зрения;
  • неискренность в суждениях;
  • резкое ускорение темпа беседы и ее неожиданное свертывание;
  • неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и еще многое другое, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.

Основными словами-конфликтогенами в деловом (светском, семейно-бытовом и другом) общении являются:

Слова, выражающие недоверие: «вы меня обманываете», «я вам не верю», «вы не разбираетесь»…

Слова-оскорбления: негодяй, дурак, бестолочь, лентяй, ничтожество…

Слова-угрозы: «мы еще встретимся», «я вам это припомню», «ты еще пожалеешь»…

Слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка…

Слова-сравнения: «как скотина», «как свинья», «как попугай»…

Слова, выражающие отрицательное отношение: «я тебя ненавижу», «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен»…

Слова-долженствования: «вы обязаны», «ты должен»…

Слова-обвинения: «вы все испортили», «вы обманщик», «ты во всем виноват»…

Слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто»… Как правило, критикуемый, воспринимая перечисленные выше слова, вступает в борьбу за самого себя и пытается включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств. Если это происходит, то виновником такой ситуации становится тот, кто первым стал использовать слова-конфликтогены.

Еще одна важная особенность, объясняющая природу конфликтогенов, заключается в том, что мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так внимательны и корректны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями.

Типы конфликтных действий

Большинство перечисленных выше конфликтогенных действий можно отнести к одному из трех типов: 1) стремление к превосходству; 2) проявление агрессивности; 3) проявление эгоизма.

Рассмотрим, что собой представляет каждый из перечисленных типов.

1. Стремление к превосходству. Оно проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру:

- прямое проявление превосходства в виде приказания, угрозы, замечания (или другой негативной оценки), обвинения, насмешки, издевки и т.п.;

- снисходительное отношение, которое демонстрируется с особым оттенком как бы доброжелательности: «Успокойтесь», «Не обижайтесь», «Вы умный человек, а поступаете...» и др.;

- хвастовство в виде восторженного рассказа о собственных успехах и достижениях. Обычно это в среде людей, «таких же, как я», вызывает вполне очевидное раздражение, ибо среди равных не терпят превосходства;

- излишняя уверенность в своей правоте. Это демонстрируется безапелляционным высказыванием в достаточно категоричной форме типа «я уверен», «я считаю», «однозначно», «вне сомнения» и др. Использование таких утверждений обычно вызывает у оппонента желание усомниться в этом либо опровергнуть данное безальтернативное утверждение;

- навязывание своих советов. Когда собеседник навязывает свое мнение в виде советов, у окружающих в большинстве случаев возникает желание сделать все наоборот, а не следовать им. Советующий в данном случае, заняв позицию превосходства, как правило, достигает обратного эффекта — недоверия и желания поступить иначе. Более того, не следует, видимо, забывать, что совет, данный в присутствии других, чаше всего воспринимается как упрек;

- перебивание собеседника, а также повышение голоса или стремление поправить другого. Тот, кто это делает, всем видом показывает, что слушать нужно только его, что его мысли более ценные, чем мысли других. Рекомендация тем, кто считает, что его мысли и рассуждения более значимы, чем у остальных: подумайте, может, хорошие мысли бывают у вас значительно реже, чем вы полагаете?

2. Проявление агрессивности. Этимологически слово «агрессия» (от лат. agression) означает «нападение». Агрессивность может проявляться либо как черта личности, характерная для поведения конкретного человека, либо, ситуативно, как способ реагирования на сложившиеся обстоятельства, либо как проявление природной агрессивности.

Природная агрессивность может быть результатом как самоутверждения в социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), так и выражением протеста против некой зависимости от «ведущего» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).

Не следует забывать, что,

во-первых, человек с повышенной природной агрессивностью конфликтен, является как бы ходящим конфликтогеном;

во-вторых, человеке абсолютно нулевой агрессивностью, не обладающий «здоровой злостью», чтобы добиться цели, и желанием превзойти своих оппонентов, рискует сделать в жизни намного меньше, чем те, кто при равных возможностях обладают долей некой «разумной» агрессивности.

Ситуативная агрессивность, как правило, возникаете в виде реакции на сложившиеся обстоятельства. Это могут быть плохое самочувствие и настроение, неприятности в семейно-бытовых или деловых взаимоотношениях. Чаше всего ситуативная агрессивность возникаете виде ответной реакции на полученный конфликтоген. По принципу «подобное рождает подобное» (типа «сам такой», «от такого слышу» и т.д.) ответная агрессивность провоцирует, в свою очередь, еще больший накал страстей и обмен «любезностями» в еще более агрессивной форме.

3. Проявление эгоизма. Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает— «я».

Проявление «махрового» эгоизма обычно выступает сильным конфликтогеном для окружающих, так как эгоист добивается чего-то для себя, делая это обычно за счет других. Эта несправедливость, как правило, и порождает конфликтную ситуацию.

Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности во многом объясняется серьезными дефектами воспитания. Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются, как правило, в детском возрасте. Особенно эгоистическое начало — «себялюбие» — свойственно единственным либо самым младшим детям в семье. В зрелом возрасте подобная сверхконцентрация на собственном «я» и полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводит, как правило, к отчуждению. Эгоизм таких людей становится ненавистен окружающим, что не может, в свою очередь, не отразиться и на самом носителе эгоизма. Такой человек действительно становится повышенно агрессивен и, как следствие, более неприятен людям.

Как удержаться от конфликтогенов

Рассмотрим механизмы ухода от стремления к превосходству, сдерживания агрессии и преодоления в себе излишнего эгоизма.

1. Преодоление стремления к превосходству.

Стремление к превосходству преодолевается обычно следующими способами:

- предоставлением собеседнику возможности почувствовать свою значимость и компетентность в ваших глазах;

- сознательным принижением собственных достоинств;

- осознанным пониманием того, что скромность — это, пожалуй, единственный способ преодолеть собственное тщеславие и чувство превосходства над другими.

2. Сдерживание агрессии.

Агрессивность, как и любое другое чувство, требует выхода. Однако выплескивание ее на окружающих обычно возвращается обратно еще большей агрессивностью. В то же время «невыпускание пара агрессивности», сдерживание эмоций может привести даже к психическому заболеванию. Вот почему психологическая разрядка крайне необходима для здоровья, как физиологического, так и психического.

- пассивный способ заключается в том, чтобы выговориться, «поплакаться» кому-то. Психотерапевтический эффект такой разрядки огромен, поскольку с помощью сочувствия, сопереживания вам со стороны наступает облегчение. Более того, когда мучительно больно, психотерапевты рекомендуют, не стесняясь кого-либо, плакать, ибо со слезами происходит удаление из организма особых ферментов — спутников стресса, оказывающих вредное влияние на нервную систему. Дать облегчение — это одна из важнейших функций слез. Женщины в этом отношении находятся в более выгодных условиях; мужчинам же, так сложилось, не свойственно жаловаться и тем более плакать. Однако периодически (хотя бы раз в год) специалисты рекомендуют это делать (естественно, вне наблюдения окружающих), ибо это сохранит потенциал психического здоровья.

- активный способ психологической разрядки заключается в двигательной активности. Установлено экспериментально, что адреналин, как постоянный спутник напряженности, способен «сгорать» во время физической работы. Эффективна здесь любая физическая нагрузка: от занятий спортом (бег, теннис, волейбол, плавание и т.д.) до работы, связанной с нагрузкой при решении бытовых задач (работа топором или пилой, копание земли и т.п.).

- логически-психологический способ погашения агрессивности состоит в понимании того, что для улучшения своего настроения и самочувствия крайне важно сменить направленность мышления. Когда человек дает себе команду «Я не должен об этом думать», — он только и делает, что думает именно об этом (известный сюжет о «белой обезьяне»). Бороться со своим воображением — значит тушить костер с помощью бензина. Вот почему не следует думать о людях нам неприятных, о завистниках и должниках, ибо, думая о них, мы невольно становимся «несчастными без посторонней помощи». Какая же может быть здесь рекомендация? Она следующая: важно не «не думать» об этом (о плохом), а думать о другом (о хорошем, позитивном, жизнеутверждающем). Нелишним будет напомнить известный принцип успеха, который гласит: «Успеха добивается тот, кто мыслит категориями успеха».

Таким образом, логическое «докапывание» до сути явления, т.е. понимания того, что, отгоняя от себя неприятные агрессивные мысли, мы повышаем свою агрессию, приводит нас к важному выводу: нужно быть очень осторожным к тем мыслям, которые преобладают в нашем сознании, ибо они — начала наших поступков.

3. Преодоление эгоизма.

Как известно, любая крайность в чем-либо — недостаток. Это конечно же касается и эгоизма, доведенного до такого состояния, когда человек становится нелюбим всеми, в том числе и близкими. Но и другая крайность — ярко выраженный альтруизм — тоже не лучшая черта характера. Это можно сравнить со следующим: добродетель, безусловно, замечательное качество личности, но если ее довести до крайности, она превращается в порок. Так и в нашем случае: эгоизм и альтруизм — крайние личностные характеристики, которых, видимо, следует избегать. Каким способом? Ответ таков: объединив их вместе. Можно руководствоваться по жизни принципами либо «просвещенного эгоизма» (автор — Аристотель), либо «разумного эгоизма» (Ф.М. Достоевский), либо «альтруистического эгоизма» (данный принцип был обоснован канадским психологом Гансом Селье). Суть трех подходов состоит в том, что, делая добро другим, человек делает его в первую очередь себе. И так, себе, но через другого. Это и есть, пожалуй, тот единственный способ взаимодействия с людьми, который позволит преодолеть собственный эгоизм.

Как избежать конфликта

По мнению американских исследователей, успех делового человека на 85% определяется его коммуникативными качествами и способностью решать или предотвращать разногласия и лишь на 15%  - профессиональными знаниями. При конфликте теряется от 37% до 63% производительности труда.

Если вы думаете о предстоящем конфликте, то он обязательно произойдёт.

Эзотерический закон гласит: «Энергия следует за мыслью!». Энергия движется по человеческому телу и регулирует или напряжение, или расслабление организма. Энергетический поток, как провод, соединяет мышление, эмоции и действия личности на сознательном и подсознательном уровнях. От силы этой энергии зависит уровень наших чувств, характер мыслей и действий. Если его проводимость хорошая, то не происходит застоя отрицательных чувств, и тогда в глубинах души не осаждаются страх, неуверенность, гнев. Для того, чтобы не происходило накопление отрицательных эмоций, не закрывайтесь, а наоборот, раскройтесь и «пропустите» обиду сквозь себя. Выход эмоций – естественный и необходимый процесс очищения организма. Поэтому иногда полезно покричать, поплакать или даже просто потанцевать.

Что же делать, когда вы не властны изменить окружающею конфликтную среду или партнёров? Воспользуйтесь советом: «Если вы не можете изменить ситуацию – измените себя или отношение к ситуации». Это сделать нелегко, и даже народная пословица гласит:  «Желающих изменить ближнего и окружающих столько же много, сколько не желающих изменить себя». Всем работающим с людьми, необходимо владеть  искусством профилактики решения конфликтов и предупреждения их отрицательных последствий. Специалист любой профессии дорогой ценой расплачивается за своё неумение – потерей авторитета, профессионализма, нервов, здоровья, производительности труда…

Определенные слова, действия (или бездействие), которые приводят к конфликту принято называть конфликтогенами. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликт», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающийся».

Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:

  • открытое недоверие;
  • перебивание собеседника;
  • принижение значимости его роли;
  • подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;
  • устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;
  • заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада;
  • постоянное навязывание своей точки зрения;
  • неискренность в суждениях;
  • резкое ускорение темпа беседы и ее неожиданное свертывание;
  • неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и еще многое другое, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.

Основными словами-конфликтогенами в деловом (светском, семейно-бытовом и другом) общении являются:

  1. Слова, выражающие недоверие: «вы меня обманываете», «я вам не верю», «вы не разбираетесь»…
  2. Слова-оскорбления: негодяй, дурак, бестолочь, лентяй, ничтожество…
  3. Слова-угрозы: «мы еще встретимся», «я вам это припомню», «ты еще пожалеешь»…
  4. Слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка…
  5. Слова-сравнения: «как скотина», «как свинья», «как попугай»…
  6. Слова, выражающие отрицательное отношение: «я тебя ненавижу», «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен»…
  7. Слова-долженствования: «вы обязаны», «ты должен»…
  8. Слова-обвинения: «вы все испортили», «вы обманщик», «ты во всем виноват»…
  9. Слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто»… Как правило, критикуемый, воспринимая перечисленные выше слова, вступает в борьбу за самого себя и пытается включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств. Если это происходит, то виновником такой ситуации становится тот, кто первым стал использовать слова-конфликтогены.

Еще одна важная особенность, объясняющая природу конфликтогенов, заключается в том, что мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так внимательны и корректны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями.

Типы конфликтных действий

Большинство перечисленных выше конфликтогенных действий можно отнести к одному из трех типов:

  • стремление к превосходству;
  • проявление агрессивности;
  • проявление эгоизма.

Рассмотрим, что собой представляет каждый из перечисленных типов.

1. Стремление к превосходству. Оно проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру:

- прямое проявление превосходства в виде приказания, угрозы, замечания (или другой негативной оценки), обвинения, насмешки, издевки и т.п.;

- снисходительное отношение, которое демонстрируется с особым оттенком как бы доброжелательности: «Успокойтесь», «Не обижайтесь», «Вы умный человек, а поступаете...» и др.;

- хвастовство в виде восторженного рассказа о собственных успехах и достижениях. Обычно это в среде людей, «таких же, как я», вызывает вполне очевидное раздражение, ибо среди равных не терпят превосходства;

- излишняя уверенность в своей правоте. Это демонстрируется безапелляционным высказыванием в достаточно категоричной форме типа «я уверен», «я считаю», «однозначно», «вне сомнения» и др. Использование таких утверждений обычно вызывает у оппонента желание усомниться в этом либо опровергнуть данное безальтернативное утверждение;

- навязывание своих советов. Когда собеседник навязывает свое мнение в виде советов, у окружающих в большинстве случаев возникает желание сделать все наоборот, а не следовать им. Советующий в данном случае, заняв позицию превосходства, как правило, достигает обратного эффекта — недоверия и желания поступить иначе. Более того, не следует, видимо, забывать, что совет, данный в присутствии других, чаше всего воспринимается как упрек;

- перебивание собеседника, а также повышение голоса или стремление поправить другого. Тот, кто это делает, всем видом показывает, что слушать нужно только его, что его мысли более ценные, чем мысли других. Рекомендация тем, кто считает, что его мысли и рассуждения более значимы, чем у остальных: подумайте, может, хорошие мысли бывают у вас значительно реже, чем вы полагаете?

2. Проявление агрессивности. Этимологически слово «агрессия» (от лат. agression) означает «нападение». Агрессивность может проявляться либо как черта личности, характерная для поведения конкретного человека, либо, ситуативно, как способ реагирования на сложившиеся обстоятельства, либо как проявление природной агрессивности.

Природная агрессивность может быть результатом как самоутверждения в социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), так и выражением протеста против некой зависимости от «ведущего» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).

Не следует забывать, что,

во-первых, человек с повышенной природной агрессивностью конфликтен, является как бы ходящим конфликтогеном;

во-вторых, человеке абсолютно нулевой агрессивностью, не обладающий «здоровой злостью», чтобы добиться цели, и желанием превзойти своих оппонентов, рискует сделать в жизни намного меньше, чем те, кто при равных возможностях обладают долей некой «разумной» агрессивности.

Ситуативная агрессивность, как правило, возникаете в виде реакции на сложившиеся обстоятельства. Это могут быть плохое самочувствие и настроение, неприятности в семейно-бытовых или деловых взаимоотношениях. Чаше всего ситуативная агрессивность возникаете виде ответной реакции на полученный конфликтоген. По принципу «подобное рождает подобное» (типа «сам такой», «от такого слышу» и т.д.) ответная агрессивность провоцирует, в свою очередь, еще больший накал страстей и обмен «любезностями» в еще более агрессивной форме.

3. Проявление эгоизма. Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает— «я».

Проявление «махрового» эгоизма обычно выступает сильным конфликтогеном для окружающих, так как эгоист добивается чего-то для себя, делая это обычно за счет других. Эта несправедливость, как правило, и порождает конфликтную ситуацию.

Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности во многом объясняется серьезными дефектами воспитания. Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются, как правило, в детском возрасте. Особенно эгоистическое начало — «себялюбие» — свойственно единственным либо самым младшим детям в семье. В зрелом возрасте подобная сверхконцентрация на собственном «я» и полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводит, как правило, к отчуждению. Эгоизм таких людей становится ненавистен окружающим, что не может, в свою очередь, не отразиться и на самом носителе эгоизма. Такой человек действительно становится повышенно агрессивен и, как следствие, более неприятен людям.

Как удержаться от конфликтогенов

Рассмотрим механизмы ухода от стремления к превосходству, сдерживания агрессии и преодоления в себе излишнего эгоизма.

1. Преодоление стремления к превосходству

Стремление к превосходству преодолевается обычно следующими способами:

  • предоставлением собеседнику возможности почувствовать свою значимость и компетентность в ваших глазах;
  • сознательным принижением собственных достоинств;
  • осознанным пониманием того, что скромность — это, пожалуй, единственный способ преодолеть собственное тщеславие и чувство превосходства над другими.

2. Сдерживание агрессии

Агрессивность, как и любое другое чувство, требует выхода. Однако выплескивание ее на окружающих обычно возвращается обратно еще большей агрессивностью. В то же время «невыпускание пара агрессивности», сдерживание эмоций может привести даже к психическому заболеванию. Вот почему психологическая разрядка крайне необходима для здоровья, как физиологического, так и психического.

- пассивный способ заключается в том, чтобы выговориться, «поплакаться» кому-то. Психотерапевтический эффект такой разрядки огромен, поскольку с помощью сочувствия, сопереживания вам со стороны наступает облегчение. Более того, когда мучительно больно, психотерапевты рекомендуют, не стесняясь кого-либо, плакать, ибо со слезами происходит удаление из организма особых ферментов — спутников стресса, оказывающих вредное влияние на нервную систему. Дать облегчение — это одна из важнейших функций слез. Женщины в этом отношении находятся в более выгодных условиях; мужчинам же, так сложилось, не свойственно жаловаться и тем более плакать. Однако периодически (хотя бы раз в год) специалисты рекомендуют это делать (естественно, вне наблюдения окружающих), ибо это сохранит потенциал психического здоровья.

- активный способ психологической разрядки заключается в двигательной активности. Установлено экспериментально, что адреналин, как постоянный спутник напряженности, способен «сгорать» во время физической работы. Эффективна здесь любая физическая нагрузка: от занятий спортом (бег, теннис, волейбол, плавание и т.д.) до работы, связанной с нагрузкой при решении бытовых задач (работа топором или пилой, копание земли и т.п.).

- логически-психологический способ погашения агрессивности состоит в понимании того, что для улучшения своего настроения и самочувствия крайне важно сменить направленность мышления. Когда человек дает себе команду «Я не должен об этом думать», — он только и делает, что думает именно об этом (известный сюжет о «белой обезьяне»). Бороться со своим воображением — значит тушить костер с помощью бензина. Вот почему не следует думать о людях нам неприятных, о завистниках и должниках, ибо, думая о них, мы невольно становимся «несчастными без посторонней помощи». Какая же может быть здесь рекомендация? Она следующая: важно не «не думать» об этом (о плохом), а думать о другом (о хорошем, позитивном, жизнеутверждающем). Нелишним будет напомнить известный принцип успеха, который гласит: «Успеха добивается тот, кто мыслит категориями успеха».

Таким образом, логическое «докапывание» до сути явления, т.е. понимания того, что, отгоняя от себя неприятные агрессивные мысли, мы повышаем свою агрессию, приводит нас к важному выводу: нужно быть очень осторожным к тем мыслям, которые преобладают в нашем сознании, ибо они — начала наших поступков.

3. Преодоление эгоизма

Как известно, любая крайность в чем-либо — недостаток. Это, конечно же, касается и эгоизма, доведенного до такого состояния, когда человек становится нелюбим всеми, в том числе и близкими. Но и другая крайность — ярко выраженный альтруизм — тоже не лучшая черта характера. Это можно сравнить со следующим: добродетель, безусловно, замечательное качество личности, но если ее довести до крайности, она превращается в порок. Так и в нашем случае: эгоизм и альтруизм — крайние личностные характеристики, которых, видимо, следует избегать. Каким способом? Ответ таков: объединив их вместе. Можно руководствоваться по жизни принципами либо «просвещенного эгоизма» (автор — Аристотель), либо «разумного эгоизма» (Ф.М. Достоевский), либо «альтруистического эгоизма» (данный принцип был обоснован канадским психологом Гансом Селье). Суть трех подходов состоит в том, что, делая добро другим, человек делает его в первую очередь себе. И так, себе, но через другого. Это и есть, пожалуй, тот единственный способ взаимодействия с людьми, который позволит преодолеть собственный эгоизм.

21.11.2019

19 ноября 2019 года состоялся семинар «От авторского детского мультфильма к инженерному мышлению и исследовательской компетентности»

Подробнее...

21.11.2019

20 ноября 2019 года состоялись обучающие курсы по теме «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством проектно-игровой деятельности»

Подробнее...

20.11.2019

19.11.2019 г. прошло заседание городского методического объединения по теме «Информационная культура как фактор социальной защищенности личности в информационном обществе»

Подробнее...

18.11.2019

19 ноября 2019 года состоится семинар «От авторского детского мультфильма к инженерному мышлению и исследовательской компетентности»

Подробнее...

16.11.2019

Завершается осенний этап интернет-проекта «Интеллектуальный марафон по математике «Школа гениев» для учащихся V-VIII классов

Подробнее...