Ministry of Education of the Republic of Belarus
Education Committee of Minsk city executive committee

Educational institution

Minsk state
vocational college
arts and crafts
named after N.A. Kedyshko

Русский БеларускiEnglish
Инстаграм Вконтакте Телеграм Фейсбук

Section menu

Newspaper "Frescoes"

Выпуск 46

Выпуск 46

more ...
Выпуск 45

Выпуск 45

more ...
Выпуск 44

Выпуск 44

more ...
Новогодний выпуск

Новогодний выпуск

more ...
Выпуск 42

Выпуск 42

more ...

ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Однако, ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют приобретению хронических заболеваний, преждевременному его старению. К таким вредным привычкам относятся курение, употребление алкоголя, наркотиков, интернет зависимость.

Курение в среде подростков вызывает тревогу по нескольким причинам:

  • Те, кто начинает ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь.
  • Курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак легких и других органов, гангрена ног).
  • Подростки – курильщики чаще страдают от кашля, одышки и других респираторных симптомов.

В результате курения незаметно возникает привычка к табаку, к никотину.  Никотин – является нейротропным ядом, действует на проведение и передачу нервного импульса, нарушает действия центральной и периферической нервных систем. К нему привыкают, и без него становится трудно обходиться.

При курении у подростков  сильно страдает память, снижается скорость заучивания и объём памяти, замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила; под влиянием никотина ухудшается острота зрения, у курящего подростка  начинается мелькание и двоение в глазах, возникают от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век, что приводит к хроническому воспалению зрительного нерва ,никотин повышает внутриглазное давление

Алкоголизация подростков

В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред.

Подростковый алкоголизм начинается с семейных застолий. Иногда  детям легкомысленно дают попробовать пиво или сладкое вино. Отмечается доступность и дешевизна спиртных напитков, яркие и красочные этикетки которых так и бросаются в глаза. В подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим или другим подросткам в кругу своего общения.

Приобщенный к алкоголю подросток меняет свои привычки и ценности. Все свободное время он проводит в кругу своих пьющих товарищей, принятием спиртного.

При употреблении алкоголя у подростков развивается цирроз печени, возникают такие заболевания, как гепатит, панкреатит, нарушения работы сердца, заболевания эндокринной системы, легочные заболевания, проблемы с артериальным давлением,снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям, появляются нервные  и психические расстройства: грубость, недоверчивость, вспыльчивость

Наркомания

С каждым днем в процесс потребления  наркотиков вовлекается все больше и больше молодых людей.  Приобщение к наркотикам начинается, как правило, в подростковом возрасте (13 лет).

Особая опасность возникает тогда, когда наркотик, принятый из любопытства или от скуки, вызывает приятные ощущения. В результате у подростка возникает желание повторно испытать те же чувства. Употребление наркотиков в молодежных кругах часто становится чем-то вроде попытки считаться взрослым человеком.

Одним  из факторов подростковой наркомании  является  неумение справляться с жизненными трудностями.

Последствия злоупотребления наркотиками обнаруживаются спустя 1-2 месяца.

У подростков  утрачивается интерес к учебе, появляются прогулы, исчезновения из дома . Затем появляется раздражительность, конфликтность, колебания настроения, отмечается снижение интеллекта.

Интернет зависимость

Интернет-зависимость как отдельную форму зависимости выделили в 1995 году. Ученые  установили, что тяга к интернету способствует активации в мозге тех процессов, которые возникают при пристрастии к наркотическим средствам и алкоголю.

И у алкоголиков с наркоманами, и у зависимых от интернета людей в головном мозге происходят аналогичные процессы замедления работы головного мозга.

У детей интернет-зависимость формируется быстрее, чем у взрослых. Детская психика податливей, виртуальный мир быстро становится для ребенка более комфортным, чем реальность, в которой надо слушаться родителей, ходить в школу и подчиняться скучным правилам.

У детей и подростков наблюдаются четыре степени интернет-зависимости:

  1. Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от интернета и необходимость прерваться воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.
  2. Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена,рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.
  3. Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправленна, неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.
  4. Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь. Компьютер старается не выключать вообще, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.

Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют.

Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо обеспечить ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие.

Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Обратитесь к школьному  психологу, врачу из поликлиники.

С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

Главное – ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром — важнейшая задача родителей.

  • 2021 - Год народного единства
  • Портал Президента РБ
  • Министерство образования РБ
  • Министерство образования РБ
  • Национальный правовой портал РБ
  • Детский правовой сайт
  • МГИРО
  • Минский городской методический портал
  • Система дистанционного обучения
  • Центр информационных ресурсов системы регионального образования

Educational institution

Minsk State vocational college
of decorative and applied art
named after N.A.Kedyshko


Registration Certificate Number No. 100730105